PR2B

Публикации

Владимир Журавель Лекция 3. Методы Мозгового штурма и Синектики

Лекция 3. Методы Мозгового штурма и Синектики.
План
1. Проблема решения творческих задач.
2. Психологическая активизация творческого мышления.
3. Мозговой штурм. Мозговой штурм I-G-I. Проблемы и ошибки «штурмовиков».
4. Синектика. Операторы синектики. Группа синекторов.
5. Сравнительный анализ методик «мозгового штурма» и «синектики».

Литература
1. Александров Ф. Хроники российской рекламы. -М., 2003.
2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.
3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М., 1987
4. Джулер А. Д., Дрюниани Б. Л. Креативные стратегии в рекламе. С.-Пб., 2004.
5. Дилтс Р. Стратегии гениев. М., 1999.
6. Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы. С.-Пб., 2003
7. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. – М., 2002.
8. Ламбен Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. С.-Пб., 2004.
9. Огилви Д. Огилви о рекламе. - М., 2003.
10. Рассел Дж., Лейн Р. Рекламные процедуры Клеппнера. С.-Пб., 2003.
11. Шёнерт В. Грядущая реклама. – М., 2001.

В каждом гениальном творении мы узнаем 
наши собственные отвергнутые мысли; 
они возвращаются к нам в ставшем чужим величии.
Ральф Эмерсон, 1844 г. 

Проблема решения творческих задач. Эффективная методика оценки творческих способностей (креативности) личности, к сожалению, пока отсутствует. Тесты Роршаха на глубину воображения, Медника на отдаленность ассоциирования, Кеттела, Гилфорда, Торренса, Воллаха, Перкинса, Амтхауэра, Векслера и т. д. оказываются недостаточно валидными. 
Креативность - это не только большой дар, но и большое наказание. Креаторы должны быть склонны к психофизиологическому истощению в ходе творческой активности, так как творческая мотивация работает по механизму положительной обратной связи, а рациональный контроль эмоционального состояния при творческом процессе ослаблен. Следовательно, единственный ограничитель творчества - истощение психофизиологических ресурсов (ресурсов бессознательного), что неизбежно приводит к крайним эмоциональным состояниям. 
Возможны, по крайней мере, два пути обучения способам решения творческих задач. Во-первых, можно создать условия, при которых каждое действие человека заранее регламентируется. Следовательно, имеется жесткая система последовательных указаний на необходимость совершения строго определенного действия (конкретно-алгоритмический путь решения задач). Такой метод является "машинным" и к решению творческих задач никоим образом привести не может. Во-вторых, теоретически возможна и другая ситуация, когда даются лишь некоторые общие указания, ориентирующие человека на выбор правильного направления работы (обобщенно-алгоритмический путь решения задач). Ничего "машинного" в этом методе нет. И именно по этому пути идут многие российские и иностранные авторы методик решения творческих задач. 
Творчество - древнейшее занятие человека. Но вот что удивительно: Творческие задачи становились все более сложными, а методы их решения почти не совершенствовались. Как правило, креаторы шли к цели путем "проб и ошибок". 
Не удивительно, что уже давно возникла мысль о необходимости как-то упорядочить поиски, найти правила выхода на "ровную и широкую дорогу", создать науку о решении творческих задач - эвристику. Слово "эвристика" впервые появилась в трудах греческого математика Паппа Александрийского (вторая половина III-го века нашей эры). Впоследствии о необходимости изучения творческого мышления говорили многие выдающиеся ученые, в том числе Лейбниц и Декарт. Постепенно накопилось множество наблюдений, свидетельствующих, что какие-то эвристические правила действительно существуют. Укреплялась уверенность в принципиальной познаваемости творческих процессов, но изобретатели продолжали (и сегодня еще продолжают) работать методом "проб и ошибок". Пытаясь решить задачу этим методом, изобретатель выдвигает какую-то идею ("А если сделать так?"), а затем проверяет, годится она или нет. 
Эвристика имела шумный успех в романтичные 60-е, когда очень многим казалось, что за ближайшим историческим поворотом человечество ожидает благоденствие, материальную часть которого ваяют бородатые "физики", а духовную составляющую - неистовые романтики-"лирики". Эвристика с самого начала ставила слишком общую цель: найти универсальные правила, позволяющие решать любые творческие задачи во всех отраслях человеческой деятельности. Разумеется, всем видам творчества присущи некоторые общие признаки. Но, ограничиваясь рассмотрением только этих универсальных (и в значительной мере внешних) признаков, трудно продвинуться дальше самых первоначальных представлений. 
Современный мир, остро переживает кризис идей, потребность в них ощущается в самых разнообразных областях деятельности, но особенно это актуально для бизнеса. В самом деле, кто же откажется придумать новый продукт, который сразу же привлечет внимание клиентов, обеспечит рост объемов продаж, увеличение прибыли, захват рынка, мировое господство? 
Изобретено уже немало способов облегчения мучительного процесса рождения новых идей. Все многообразие этих методов можно разделить на три основные группы: — Методы, основанные на психологической активизации творческого мышления — Методы, систематизирующие и активизирующие перебор вариантов — Методы целенаправленного решения творческих задач.

Психологическая активизация творческого мышления 
Все эти методы направлены на преодоление психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению. Групповая работа принципиально, изменяет характер взаимодействия членов творческого коллектива.
Взаимопонимания при этом можно достигнуть гораздо быстрее, чем обычными, переговорами. Никак не обосновывая свое предложение, каждый участник производит конкретные действия, обходя тем самым ограничения вербализации. Все участники работают, как бы положив руки на общий ком глины, стараясь общими усилиями вылепить нечто, отвечающее общему пониманию цели. Для развития творческой личности необходимо своевременное и эффективное апеллирование к функциям подсознания. Групповые методы развития творческих способностей продуктивны только при условии преодоления барьеров психологической защиты через правильную организацию общения в группе. 
Как бы ни были развиты интеллектуальные способности личности, они не могут свободно проявляться в творческом процессе, когда на их пути воздвигнуты многочисленные психологические барьеры. Защищая самоуважение человека, предотвращая возможное падение его авторитета в глазах других, барьеры препятствуют свободному полету мысли, ограничивая, иногда до уровня тривиальностей, те идеи, которые он позволяет себе высказывать.
Раскрепощение интеллектуальных возможностей за счет ослабления барьеров - магистральный путь развития творческих способностей человека. Снижению влияния защитных механизмов на творческий процесс помогает работа в группе. При совместной деятельности снимаются исходные установки некоторых участников на невозможность решить поставленную задачу. Взаимная стимуляция партнеров приводит к повышению у них уровня познавательной мотивации, что позволяет поддерживать творческую направленность усилий дольше, чем при индивидуальной работе.
Мозговой штурм. Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна "Управляемое воображение", в которой раскрывались принципы и процедуры творческого мышления. Осборн предположил, что рождение новых, нестандартных идей "тормозит" особенность человеческого сознания, которая проявляется в подсознательном желании "подвергать критике" любую идею. Иначе говоря, в любом из нас таится персональный "цензор", отсеивающий идеи по принципу "пройдет - не пройдет", отталкиваясь при этом от собственных понятий об "общепринятых нормах" предшествующего личного и общественного опыта, субъективных представлений о "рациональном и иррациональном". Кроме того, каждый из нас, выдвигая ту или иную идею, опасается попасть под критический обстрел коллег, начальства, подчиненных, всех тех, кого так или иначе может заинтересовать наша творческая инициатива. Отталкиваясь от подобных выводов, Осборн предложил удивительно простой подход - разделить во времени и пространстве два процесса: генерирование идей и критический анализ идей. При этом идеи рождаются группой "генераторов" и теряют свое "персональное" авторство, становясь плодом коллективного творчества. По Осборну, это помогает высвобождать творческий потенциал сознания любого из нас, не скованного страхом попасть "под ножницы цензора".
Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются и развиваются. Словосочетание, предложенное А. Осборном - brain-storming допускает несколько вариантов перевода. В настоящее время наиболее распространенным названием данного метода является "мозговой штурм". Распространены также варианты перевода: "мозговая атака", "конференция идей". Чтобы лучше понять суть предложенного Осборном метода, приведем несколько близких переводов. Англо-русский словарь Мюллера переводит brainstorm как буйный припадок, душевное потрясение. В словаре Гальперина тот же термин переводится как: припадок безумия; блестящая идея, великолепный план; бредовая мысль, идея. Толковый словарь английского языка Вебстера содержит следующие варианты трактовки понятия brain-storm: a violent transient fit of insanity; a suddin bright idea; a have brained idea, что можно перевести как: сильный (неистовый, бешеный) скоротечный припадок (приступ) умопомешательства; внезапная блестящая идея; безрассудная идея.
Важнейшим элементом метода является снятие психологических барьеров, тормозящих генерацию творческих идей. Метод разделяет этапы формулирования задачки и генерации вероятных способов ее творческого решения. Примерная последовательность действий при проведении штурма следующая:
• сформулировать стратегию позиционирования рекламируемого товара, брэнда или идеи;
• обдумать, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация, например, информация о конкурентах или рыночных аналогах;
• придумать всевозможные идеи - "ключи" к проблеме. Эта часть процесса, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением;
• анализ и тестирование идей.
Работа в рамках этих этапов должна выполняться при соблюдении ряда основных правил. На этапе генерации идей их три:
1. Запрет критики.
2. Запрет обоснования выдвигаемых идей.
3. Поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические, бредовые.
На этапе анализа - всего одно основное правило: выявление наиболее приемлемой рациональной основы в каждой анализируемой идее.
Основные правила мозгового штурма несложны: 
1. В группу "генераторов" идей должны входить люди различных специальностей. 
2. "Генерирование" идей ведут, свободно высказывая любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, фантастические. Регламент - минута. Идеи высказываются без доказательств. Все идеи записываются в протокол или фиксируются магнитофоном. 
3. При "генерировании" идей запрещена всякая критика (не только словесная, но и молчаливая - в виде скептических улыбок и т. п.). В ходе штурма между его участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Желательно, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими. 
4. При экспертизе следует внимательно продумывать все идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными. 
Для участия в этапе генерации идей целесообразно привлекать людей, отличающихся хорошими творческими способностями, большой скоростью мыслительных процессов, легкостью включения в новые ситуации, гибкостью, способностью быстро переключать внимание с одного аспекта на другой. Умение отойти от привычных установок и психологических "тормозов", ограничений позволяет расширить область возможностей каждого из участников штурма. Снятие давления предыдущего профессионального и житейского опыта повышает чувствительность к очень слабым ассоциациям, на основе которых зачастую и рождаются неожиданные, оригинальные, а иногда - шокирующие творческие находки.
Обычно группа "генерации" идей состоит из шести - десяти человек. Продолжительность штурма невелика: 20 - 40 минут. 
Роль ведущего при проведении мозгового штурма многозначна и трудна. Если вам доводилось разок понаблюдать за этой процедурой, то вы, должно быть, были ошарашены странным видом людей, старающихся порой перекричать друг друга, иногда хохочущих, с раскрасневшимися лицами. Здесь бушуют страсти, перехлестывающие через край нормального понимания. Вероятно, именно поэтому Осборн предлагал выбирать ведущих среди лиц, обладающих высокой творческой активностью в сочетании с доброжелательностью по отношению к идеям, высказанным другими людьми. Кроме того, ведущий должен органично сочетать в себе качества генератора и аналитика идей. Важнейшими его качествами являются скорость реакции, богатство ассоциативных связей, легкость генерирования идей в сочетании с хорошими аналитическими способностями, чувством юмора. Важнейшая обязанность ведущего - фиксировать выдвигаемые идеи - на бумаге, доске или с помощью технических средств записи.
Мозговой штурм I-G-I. Западные специалисты считают наилучшим способом мозгового штурма так называемый метод I-G-I (индивид - группа - индивид).
К участникам штурма обращаются с просьбой разработать исходные идеи. Для этого в одной комнате собираются 4-7 человек. Участникам не разрешено разговаривать друг с другом - вначале идет индивидуальная работа. Ведущий представляет стратегию позиционирования, которая должна лежать в основе творческих идей, а затем действует как наблюдатель. На первом этапе участники получают два указания: 1) выдавать количество, а не качество и 2) выдать не менее 10 решений, при этом на каждое дается не более 15 минут.
1. Ведущий собирает изложенные на бумаге идеи и воспроизводит их на экране проектора или на доске. Далее начинается этап группового обсуждения по следующему сценарию: каждый автор кратко представляет свою идею, а остальные участники высказывают замечания и пытаются соотнести каждую новую идею с теми, которые уже были заслушаны.
2. После группового обсуждения участники вновь переходят к самостоятельной работе и голосуют за ту идею, которую считают лучшей. Все имеют равное право голоса. В итоге выбираются несколько лучших идей. Можно оценивать их по порядку 1, 2, 3 и так далее до наименее интересной. Получившие наивысшую общую оценку идеи будут переданы на реализацию и тестирование.
Обсуждение по такому сценарию займет не более двух часов. Если потребуется много творческих идей, то, согласно теории случайностей, лучше повторить процедуру I-G-I с новыми участниками. Процедуры мозгового штурма, разумеется, не являются догмой. Количественный состав участников, предъявляемые к ним требования, временные границы проведения штурма, наконец, последовательность и цикличность процедур и этапов можно менять при условии ясного видения ситуации и осознания механизмов управления ею. Из этого, однако, не следует, что любая новая ситуация должна автоматически приводить к изменению процедур мозгового штурма. Идти на это начинающему ведущему вообще не стоит. Устраивая чехарду в процедуре, он, скорее всего, упустит ситуацию из-под контроля, доведет ее до неконтролируемой ситуации, что превратит штурм в бесплодный обмен мнениями. Опытный же специалист - ведущий наибольшие резервы видит не в изменении порядка процедур, а в их глубоком осознании и грамотном исполнении.
Проблемы и ошибки «штурмовиков». Методики творчества начали интенсивно развиваться с середины прошлого века, причем отнюдь не в гуманитарных областях, а в первую очередь в сфере военной техники. Сейчас происходит прорыв этих методик в область бизнеса, и, поскольку интерес к креативу возрастает, к этой теме часто вынуждены обращаться люди, мягко говоря, не очень компетентные. Поэтому неизбежно повторение ошибок, через которые инженеры прошли еще лет 50 назад. Поэтому имеет смысл обратиться к этому опыту, дабы не наступать на те же грабли, что и инженеры лет 50 назад. 
Мозговой штурм не устраняет беспорядочных поисков. В сущности, он делает их даже более беспорядочными. "Пробы" долгое время идут в направлении "вектора инерции": они не просто беспорядочны, они преимущественно направлены не в ту сторону. Поэтому переход к "простой беспорядочности" - уже какой-то прогресс. 
"Бестолковость" поисков, возведенная мозговым штурмом в принцип, компенсируется количественным фактором - задачу штурмуют "оравой". Мозговой штурм исключает управление мышлением - в этом его принципиальный недостаток. В ходе мозгового штурма запрещена явная критика, но она почти неизбежно заменяется скрытой критикой в форме выдвижения новых предложений, пресекающих развитие других идей. 
При проведении мозговых штурмов с запретом скрытой критики (не разрешается обрывать развивающиеся цепи идей, требуется доводить каждую идею до логического завершения) эффективность штурма повышается, но резко возрастают и затраты времени. Это уже не мозговой штурм, а мозговая осада. При мозговой осаде можно в какой-то степени управлять мышлением, но суть дела от этого не меняется: поиск по-прежнему ведется простым перебором вариантов. 
Именно благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм был в свое время очень популярен. Но существует обратная сторона медали: в литературе отсутствует полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Помимо призывов "мыслить оригинально" и "отказаться от стереотипов" в литературных источниках не дается рекомендаций касательно того, как избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в далеком детстве.
1. Смешение штурма и совещания
Часто процедуру мозгового штурма изображают примерно так: собрались менеджеры по персоналу. Посидели пару часов, в свободной обстановке поговорили на тему мотивации. Посмеялись. И выписали на доску 3 идеи. 
ОШИБКА: Мозговой штурм – это не совещание, не диспут и не сеанс психотерапии. Коллективное провозглашение банальностей по команде ведущего "Ну, товарищи, смелее, высказывайтесь, у нас на повестке дня мозговой штурм" по определению не может дать нового качества идей (а это то, что на самом деле требуется, если, конечно, обсуждается не вопрос "куда нам поехать на выходные", а сложная профессиональная проблема).
2. Сложная задача не раздроблена на более простые.
О чем часто забывают при решении творческтх задач: задачи эти бывают очень разных уровней сложности. Условно говоря, 1-й уровень сложности: придумать слоганчик для рыбного киоска на рынке. А если проблема очень сложная? Например, "разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы". Задача явно распадается на множество нетривиальных подзадач: "Как найти спонсоров?", "Как организовать работу агитаторов?" "Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?" и т.п. 
Мозговой штурм более эффективен при решении задач "в один-два хода". Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии сильного дробления на подзадачи.
Понятно вместе с тем, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.
3. Отсутствие разогрева. 
Как мы уже написали, для начала штурма недостаточно бодрого возгласа Ведущего "Смелее, выдавайте Ваши неожиданные идеи!". Представьте себе, что штурм проводится на некой фирме. Участники штурма – усталые, отягощенные проблемами люди, кто-то из них только что пообедал, у кого-то болит голова. Среди участников - и руководители, и подчиненные (часто пишут, что участники должны быть примерно одинаковы по статусу, на практике это не всегда возможно). И от ведущего требуется в частности, чтобы на какое-то время подчиненный забыл, что он подчиненный.
Чтобы "выровнять" участников, привести их в нужное эмоциональное состояние, нужна, во-первых, соответствующая обстановка. 
Специалисты советуют:
• погасить свет и проводить штурм при свечах. 
• проводить штурм (если это возможно) ночью, после 24:00. 
• перед штурмом всем участникам принять по 30 грамм хорошего коньяка (серьезно!).
Далее, чтобы обсуждение "завелось", как и в спорте, необходима разминка, или разогрев, так называемое "психологическое выравнивание" участников. С этой целью вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной). Скажем, очень легко спровоцировать обсуждение, если начать с вопроса: "Как звали Александра Сергеевича Пушкина?" Затем берется долларов пятьдесят – и раздается по доллару, за любую реплику участника с места. По свидетельствам очевидцев, во время такой процедуры в коммерческих фирмах некоторые участники начинают счастливо хохотать. Вот тут и начинается основная тема. 
Почему так опасно начинать с основной темы? Как мы уже сказали, задачи бывают очень разные. 
Когда на штурм выносится тяжелая профессиональная проблема, эдакая ежедневная головная боль - то минут через 15-20 у штурмующих возникает ощущение, как будто тебя изнутри прополоскали хлоркой. 
4. "Пусть каждый выскажется".
В ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть либо участники высказываются по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, либо процессом руководит ведущий, вызывая участников по именам.
ОШИБКА! По свидетельству специалистов, один из признаков того, что мозговой штурм запустился – люди начинают орать и перебивать друг друга. Причем кричат примерно следующее: "Рваный башмак!..", "Телефонная будка!", "Ресторан в виде башмака!" и прочие бессвязности. Это как раз значит, что цель штурма достигается – подсознание пробито, и участники выплескивают дальние ассоциации. 
Мозговой штурм проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание); задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей. 
5. Ведение протокола на доске.
Типичная "книжная" рекомендация – записывать выдвигаемые идеи на доске или в блокноте. Это проделывает ассистент, либо сам ведущий, который при этом еще и комментирует каждую идею: "Буклет с плесенью? Смелая, неожиданная мысль!"… 
ОШИБКА! Попробуйте вести протокол, когда десять человек начинают одновременно кричать. Это практически невозможно! 
Поэтому запись "от руки" исключена, здесь поможет только диктофон, либо видеосъемка всей процедуры. 
6. Отсутствие запасных ходов.
Что делать, если штурм, несмотря на старательный разогрев, не запустился или начинает "тухнуть"? На этот случай у Ведущего должны быть наготове запасные приемы, помогающие вновь разжечь обсуждение. 
В арсенале профессионалов есть множество подобных способов.
Например, используют т.н. "провокаторов". Такой провокатор (это один из участников штурма) держит в руках список неких произвольных слов, которые он периодически выкрикивает: "Горчица! Буклет с горчицей! Плесень! Буклет с плесенью! Инфузории!.." - опять-таки, с целью стимулирования у участников дальних ассоциаций.
Другой возможный вариант стимулирования, когда провокатор – молодая привлекательная девушка. И когда участник-мужчина выкрикивает какую-либо идею – девушка страстно восклицает: "Какой ты классный, как ты классно сказал! Какой ты умный!" и т.п.
7. Не забыть "выключить" штурм
Штурм не только важно запустить, его необходимо еще и "выключить". 
В одном из регионов Советского Союза, под флагом новых веяний, проводились масштабные творческие игры – выездные, многолюдные, многодневные. И в течение нескольких дней участники не ели, не спали, и – кто-то, возможно, впервые в жизни! – серьезно нагружали свои мозговые извилины. Так вот, такую нагрузку выдержали не все, и у нескольких участников буквально "поехала крыша". Им было уже не выйти из этого состояния.
Конечно, вероятность, что подобное произойдет в течение короткого мозгового штурма, невелика, но (особенно если среди участников есть люди эмоционально неустойчивые) очень важно в конце процедуры мягко, аккуратно вывести их из состояния "творческого экстаза".
8. Отсутствие процедуры анализа полученных идей.
Допустим, штурм удачно завершен, и мы получили какое-то количество более-менее адекватных идей. 
Конечно, 150 идей – малореальная цифра (вероятно, речь идет о числе вообще всех реплик, выкрикиваемых участниками). Естественно, членораздельных идей будет существенно меньше. И тут наступает этап критики, когда отбираются и дожимаются наиболее удачные идеи. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи. Например, идея буклета с плесенью – это, конечно, целое направление в авангардном искусстве, но для реальных целей все же неактуально, и идею приходится отложить. 
Вот один из простых способов "дожимания" полученных идей. Пусть в результате штурма у нас получилось 4 идеи: Идея N 1, Идея N 2, Идея N 3 и Идея N 4.
Эти идеи мы откладываем на какое-то время. И через пару дней, уже отдохнув от штурма, составляем такую табличку: 
  Идея N 1 Идея N 2 Идея N 3 Идея N 4
Идея N 1 Х
Идея N 2 Х  
Идея N 3 Х Х
Идея N 4  
– в которой рассматриваем комбинации идей. Вероятно, далеко не все комбинации будут удачными, но при этом таким механическим способом возможно получить ряд новых качественных идей. 
Мозговой штурм – наиболее известная, но далеко не самая удачная попытка создания творческой методики (правда, с весьма эффектным названием). Различными исследователями неоднократно предпринимались попытки создать более совершенные модификации МШ. Известны обратный, индивидуальный, парный, массовый, двухстадийный, поэтапный мозговой штурм и т.п.
Да, мозговой штурм легко поддается внешним модификациям – отсюда и обилие вариантов его проведения. Однако с 50-х годов 20-го века принципиальных новшеств в этом направлении не возникло.
Синектика. В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона «Синектика: развитие творческого воображения». Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы, обучения, оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов и, конечно – рекламистов. 
Слово «синектика» – греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов. 
Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Целью разработки метода, по словам Гордона, явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач. Но как этого добиться? С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой стороны необходимость системы обучения, измерения контроля. Попытки объединить эти взгляды привели Гордона к идее «группового мышления».
Начало исследований в области Синектики относится к 1944 году, когда автор с рядом единомышленников начал серию наблюдений над индивидуальным творчеством. У исследователей возник интерес к сходству творческих процессов в искусстве и в науке. В 1948 году был организован Рокпульский эксперимент с группами художников. Интерес объяснялся уверенностью в том, что новые данные могут быть получены от наблюдения процессов творчества художников, поскольку художники более членораздельно выражали свои мысли относительно их подсознательной субъективной умственной деятельности. В ходе этого исследования члены группы завоевали много призов за картины, графику и скульптуру. Почти все члены группы сделали карьеру в области искусства и стали хорошо известны в своих кругах. Рокпульский эксперимент не обнаружил новые положения творческого процесса. Однако он обнаружил важную процедуру самого научного исследования, связанного с использованием группы в противоположность индивидууму. 
В Кембридже в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по возрастающему, постепенному проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике, как за своим собственным творческим процессом, так и за процессом работы всей группы. 
Гордон решил проблему выявления, объективизации мыслительной деятельности непосредственно в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда синекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме. Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы. 
Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. 
Операторы синектики. Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики - конкретные психологические инструменты, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний - таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины "интуиция", "эмпатия" и пр. - просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям в надежде, что конкретное обозначение активности на самом деле опишет ее. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний. 
Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это. 
Глобально синектическая работа включает в себя два базовых процесса: 
- превращение незнакомого в знакомое; 
- превращение знакомого в незнакомое. 
Превращение незнакомого в знакомое. Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему - пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет человеку свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен, и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может "проглотить" эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться. 
Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны - это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения. 
Превращение знакомого в незнакомое. Превратить знакомое в незнакомое - означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В "известном мире" предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного - основа творчества. Синектика выделяет 4 механизма превращения известного в неизвестное: 
1. Личная аналогия. 
2. Прямая аналогия. 
3. Символическая аналогия. 
4. Фантастическая аналогия. 
По мнению Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы --специфические умственные операторы, специальные "орудия" активизации творческого процесса. По мнению Гордона существует определенная предрасположенность 'изобретателей -против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную "механизацию". 
Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий. 
Личная аналогия
Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от механического, внешнего ее анализа. Сделать проблему неизвестной - означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого. Личностная аналогия является наиболее действенной, позволяющей обеспечить глубокую мотивацию решающих. 
Представить себя объектом - это не просто назвать себя какой-то частью следуемой технической системы. Это значит найти в себе какой-то отзвук на то, что делает система, понять возникающие нежелательные эффекты как свои проблемы. Обучение вхождению в образ - сложный и довольно длительный процесс. 
Прямая аналогия
Этот оператор обеспечивает процесс сравнения параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы функциональных или структурных подобий того, что требуется создать. 
Фактически применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы. Скажем, избитая прямая аналогия – орел или тигр как символы могущества и преуспевания.
Формирование вызывающего аналогии вопроса (ВАВ) - один из ключевых моментов решения. Поставленный вопрос, как явствует из самого его названия, будет тем стержнем, вокруг которого происходит работа по введению новых образов, новых взглядов на пути к решению). 
Символическая аналогия
Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что здесь для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином "поэтический" подразумевается отклик сжатый, образный, противоречивый, обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом). 
Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие, конфликт. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается результат тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов - "заглавие книги". Необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за "заглавием". 
Синекторы утверждают, что символическая аналогия - незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть "необычное в обычном". 
Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, и начинать освоение инструмента лучше всего с них. 
Прежде всего выявляется главная функция объекта, то действие, ради которого он создан. (Почти все объекты выполняют не одну, а несколько функций; важных для потребителя, желательно видеть их все). После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества, выполняется ли функция, обратная выбранной. Их сочетание и будет основой символической аналогии. 
Практика применения символических аналогий показывает, что в процессе обучения слушатели довольно быстро осваивают эту форму представления объекта. Применение этого механизма в практической работе также очень ценно, т. к. позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств. 
В более широком смысле механизм символической аналогии - это представление объекта в виде символа, образа, знака, пиктограммы. Вот почему символическая аналогия может быть выражена и в виде рисунка. 
(Собственно символические аналогии известны и активно используются уже очень давно. В лингвистике подобные сочетания слов называются "оксюмотроны" - они применяются для придания речи большей выразительности. (Например - "Звенящая тишина", "Слепящая мгла", "Живой труп", "Горячий снег", "Творчество как точная наука" и пр.). 
Фантастическая аналогия
Фантастическая аналогия предлагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы. 
Изобретатель заслуживает и должен позволить себе ту же свободу, творчества что и новатор - художник. Ему необходимо иметь возможность проверить верную идею, представить себе лучшее решение проблемы и при этом временно не принимать во внимание установившиеся в мире законы (нормы). 
Только таким путем может быть создан образ идеала. Выражение "сознательный самообман" используется в синектике для выражения того факта, что человек, решающий проблему, должен быть раскрепощен по отношению к законам природы, которые находятся в конфликте с его идеальным решением. Человек, решающий проблему, должен видеть, какие законы окружающего мира находятся в конфликте с его идеальным решением. 
Классический специалист имеет тенденцию к сверхрационализму и чувствует угрозу во всем, что может "атаковать" его логическую вселенную. Синектор должен уметь на время отстраниться от имеющихся несоответствий, чтобы не дать им остановить процесс творческой работы. Фантастическая аналогия и служит для облегчения этого процесса. 
Суть фантастической аналогии состоит в том, чтобы воспользоваться для решения задачи сказочными средствами (например, волшебной палочкой), определив конечный результат, цель. Таким образом в синектике реализуется оператор построения чисто функциональной модели желаемого решения. Еще одним направлением, в рамках которого развивается аппарат фантастических аналогий, является отрицание физических законов, мешающих подойти к решению или создающих ощущение привычности, легкости решаемой задачи. 
Применяемый в синектике комплекс средств далеко не исчерпывается представленными выше аналогиями и приемами. Постоянная практика применения метода позволила разработать приемы углубленного представления исходной ситуации, средства ее начальной обработки. В процессе решения применяются и операторы психофизиологической активизации. 
Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны и могли бы быть решены с помощью других методов, но обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, как правило, не привлекаются. 
Итак, синектика - средство для постановки задач. 
Собственно нахождение решения с ее помощью есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи это половина решения. Запомним один из девизов синекторов: "Сформулированные задачи решаются". 
Группа синекторов. Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к поставленной задаче.
Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.
Часто в состав группы включают авторитетного креативщика, который призван играть роль "третейского судьи" или "адвоката" при столкновении "непримиримых" творческих позиций, а также он должен помочь участникам группы говорить "на одном языке", примирять чрезмерные творческие амбиции отдельных синекторов. В режиме "адвоката" авторитет сразу же - в процессе работы группы - выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых идей, концепций, подходов.
Образование синектической группы включает 3 фазы: 
Выбор персонала, 
Тренировка группы, 
Реорганизация группы. 
Выбор в кандидаты синектической группы осуществляется по следующим критериям: 
Представительство, 
Энергетический уровень, 
Возрастные требования, 
Административный потенциал, 
Предпринимательство, 
Основная профессия, 
Образование 
"Почти" личность. 
Представительство. Основная работа кандидатов должна отражать операции компании вообще, т.е. все стороны деятельности. 
Энергетический уровень. Подбираются деятельные натуры, а человека, который жалуется на то, что у него никогда не было "шанса" ("не везет") следует остерегаться. 
Возрастные требования. Кандидаты должны быть в возрасте от 25 до 40 лет. До 25 лет человек не вполне сформировался, чтобы судить о его синектическом потенциале. Человек старше 40 лет становится менее терпимым к новому. Однако, это не означает, что таких людей не должно быть в группе, хотя возможность нахождения их невелика, а процесс поиска ведет к излишним затратам. 
Административный потенциал. У хороших администраторов присутствует способность обобщать, основанная на синектике. Персонал с административными способностями после обучения синектике с большим успехом решает конкретные проблемы. 
Предпринимательство. Для того, чтобы группа принесла компании экономические достижения, она не должна сдерживаться компанией. Группа должна чувствовать независимость от компании и все-таки быть связанной с ней. Члены группы должны чувствовать ответственность за успех и неудачу. 
Основная работа. Идеально, если выбранные люди были бы с различными специальностями. Разнообразие опыта внутри компании дает им ее хорошее знание. 
Образование. Способность к метафорам и аналогиям увеличивается, если кандидат получит дополнительную профессию. 
"Почти" личность. Иногда при отборе кандидатов встречаются люди у которых есть все данные. Этот тип личности, если он соответствует критериям конечного выбора, весьма желателен. 
С избранными кандидатами организаторы группы ведут многочасовые беседы с целью осуществления конечного выбора. Критерии конечного выбора следующие: 
Способность к метафорам. 
Отношение к помощи. 
Координация движений. 
Риск. 
Эмоциональное совершенство. 
Способность к обобщению. 
Самоограничение. 
Не ориентирование на общественное положение. 
Аспект укомплектованности. 
Работа по основанию синектической группы занимает около года. В первую недельную сессию избранные располагаются в отдельном доме с целью сплочения в единую группу. Членам группы дают книги, чтение которых преследует три цели: увеличение метафорического потенциала; дать общий язык; усиление связей среди членов группы. 

 Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности. 
Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны, обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, например, иные методы решения проблем, как правило, не привлекаются. Можно определить синектику как средство для постановки задач. Собственно нахождение решения есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи есть половина решения. 
Блок-схема синектического процесса 
1. Постановка задачи 
2. Перевод задачи, «как она поставлена» в задачу, «как она понимается». 
3. Выявление вопроса, вызывающего аналогии. 
4. Работа по поиску аналогий. 
5. Использование аналогий: 
o Прямая аналогия 
o Символическая аналогия 
o Личностная аналогия 
o Фантастическая аналогия
6. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи. 

Сравнительный анализ методик «мозгового штурма» и «синектики». Мозговой штурм служит средством порождения значительного количества идей. Слабость метода таится в том, что в нем отсутствуют механизмы и инструменты, позволяющие работать с образами. А ведь именно образы служат источником идей. 
Этот недостаток устраняется в синектике, основную силу которой составляют механизмы работы с образами, их порождения и изменения. Генерация идей здесь отходит на второй план, становится производной от найденного представления. Но образы также не первичны, они производны от общей картины мира, от принятых в обществе и потому не воспринимаемых рамок, ограничений, норм. Подобно воздуху они окружают нас и являются естественными до полной «прозрачности». Кажущаяся свобода действий в рамках методов – это свобода в рамках неосознанно ограниченного пространства. 
Хотя мозговой штурм и синектика - разные техники, они обе групповые и обе способствуют выработке новых идей и поощрению креативности. Традиционные сессии проводятся модератором, но могут проходить и без него. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения, не задумываясь о стоимости, возможности реализации и т.п. Также членов группы просят не критиковать никакие идеи, исходящие от их коллег. Вместо этого, они поддерживают "конструирование" идей другими членов группы, развивая и модифицируя их. 
ММШ может стать захватывающим творческим опытом. В этом процессе очень важно количество продуцируемых идей, т.к. среди большого числа сгенерированных идей выше вероятность, что, по крайней мере, некоторые из них окажутся удачными. Можно указать, тем не менее, что ММШ является наиболее действенным для проблем, которые не имеют единственного хорошего решения, и когда взаимодействие членов группы и разнообразие их возможностей способствует креативности. Некоторые групповые дискуссии напоминают заседания по методу МШ. Например, для производственных и сервисных компаний достаточно характерно приглашать вместе действительных и потенциальных покупателей для бесед о новых продуктах или модификациях старых, или по проблемам, для которых возможно применение нового продукта. 
Синектика суть нечто более структурированное, нежели просто "лавинообразное" порождение идей. Обученный модератор, управляет синектической группой, стараясь придать группе видение проблем, потребностей или действий в свете новых и часто необычных перспектив. Например, модератор может предложить группе вообразить, что она - на необитаемом острове, без привычных условий и инструментов по выполнению самых простых операций; однако в изобилии имеются природные ресурсы. Родственный пример - вовлечение группы в дискуссию на тему, будто космический корабль потерпел крушение и невозможна связь с внешним миром. Группе могут предложить придумать все пути, которыми технологии на корабле могут быть использованы для выживания. Последствием такого упражнения может стать определение новых коммерческих возможностей для развития и продвижения технологий космических программ. 
Роль модератора на синектических заседаниях состоит в использовании разнообразных техник для создания некритичной, спокойной, благожелательной атмосферы, (которая характерна и для заседаний по методу МШ), и в то же самое время, увести респондентов от устоявшихся привычных типов, моделей восприятия и решения проблем и подтолкнуть к более творческим и инновационным способам анализа. Наиболее эффективна работа синекторов в области поиска идей новых товаров, в создании эффективной и необычной рекламы. 



 

дата публикации: 18/10/2004 18:33:29.
«« вернуться к анонсам

Все замечания и пожелания присылайте на info@pr2b.ru.
Все права защищены. © 1995 - 2012 pr2b.ru
info@pr2b.com; skype: pr2bgroup
многоканальный +7 (495) 972 47 43